Обзор
законодательства субъектов Российской Федерации
о порядке оформления, вступления в силу (введения в действие)
конституций (уставов) субъектов Российской Федерации,
внесения изменений в конституции (уставы)
субъектов Российской Федерации

подготовлен
консультантом Уральского института регионального законодательства
Щипановым А.А.

г. Екатеринбург, 2010 г.

 

Содержание

Введение

1. Порядок оформления конституций (уставов) субъектов Российской Федерации  

2. Порядок вступления в силу (введения в действие) конституций (уставов) субъектов Российской Федерации  

3. Порядок внесения изменений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации

Заключение

Приложение. Сведения о конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации

 


Введение

 

Настоящий обзор подготовлен в целях анализа и обобщения правового регулирования порядка оформления и вступления в силу (введения в действие) конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, внесения изменений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство; край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Согласно частям 1 и 2 статьи 66 Конституции Российской Федерации статус субъектов Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 года № 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава – Основного закона Читинской области указано, что «устав занимает особое, а именно высшее, место в иерархии нормативных актов, принимаемых законодательным органом области» (пункт 3 мотивировочной части).

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в пункте 2 мотивировочной части Постановления от 18 июля 2003 года № 13-П, «конституции и уставы субъектов Российской Федерации, в отличие от иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, находятся в особой связи с Конституцией Российской Федерации… Это вытекает из всего содержания Конституции Российской Федерации, которая последовательно различает конституции (уставы) и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации… Различие между конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации проводится также в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [1] . Об особом правовом характере конституций (уставов) субъектов Российской Федерации свидетельствует порядок их принятия… Усложненным по сравнению с обычными законами является и порядок внесения изменений и дополнений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, чем обеспечивается, в частности, их повышенная стабильность по сравнению с текущим законодательством. …субъекты Российской Федерации могут предусматривать специальный порядок проверки принимаемых ими нормативных правовых актов на предмет их соответствия своим конституциям (уставам). …процедура проверки соответствия конституций (уставов) субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации также свидетельствует об их особой правовой природе… конституции и уставы субъектов Российской Федерации, будучи учредительными по своему характеру, что в то же время непосредственно обусловлено учредительным характером Конституции Российской Федерации, определяют организацию субъектов Российской Федерации и образуют основу законодательства и иного правотворчества…».

В федеральном законодательстве существует неопределенность в отношении терминологии, применяемой к обозначению формы изменения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему. В то же время в пункте 4 статьи 1 данного Федерального закона речь идет о внесении изменений и (или) дополнений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации допускает различные подходы к документальному оформлению конституций (уставов) субъектов Российской Федерации как основополагающих законодательных актов субъектов Российской Федерации, особенности способов введения их в действие, а также внесения в них изменений, в связи с чем представляет интерес анализ правотворческой практики субъектов Российской Федерации.


[1] Например, в указанном федеральном законе идет речь о «порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации» (подпункт «а» пункта 1 статьи 9), используется выражение «конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации» (пункт 5 статьи 9, пункт 2 статьи 10, пункты 1 и 2 статьи 11, пункт 3 статьи 23, пункт 2 статьи 24).

 

 

1. Порядок оформления конституций (уставов) субъектов Российской Федерации

 

В конституциях некоторых республик в составе Российской Федерации содержатся указания на особый статус этих нормативных правовых актов, имеющих значение основных законов субъектов Российской Федерации: Конституция (Основной Закон) Республики Алтай, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия). В наименованиях уставов 17 субъектов Российской Федерации содержится уточнение о том, что устав является основным законом в Алтайском крае, Ставропольском крае, Амурской области, Владимирской области, Волгоградской области, Калининградской области, Омской области, Оренбургской области, Орловской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Томской области, Тульской области, Челябинской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Ямало-Ненецком автономном округе.

Вместе с тем, даже в тех субъектах Российской Федерации, где значение конституции (устава) как основного закона субъекта Российской Федерации не вынесено в наименование правового акта, нормативно установлено верховенство конституций (уставов) субъектов Российской Федерации по отношению к иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Однако существует некоторая неопределенность в вопросе о том, является ли конституция (устав) субъекта Российской Федерации самостоятельным видом нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, имеющим некоторые отличия от законов субъектов Российской Федерации, составляющих текущее законодательство, либо конституцию (устав) субъекта Российской Федерации надлежит рассматривать как один из законов субъектов Российской Федерации.

В конституциях республик в составе Российской Федерации последовательно проводится линия различения конституции и законов (см. подпункт «а» пункта 1 статьи 54 Конституции Республики Адыгея, подпункты «а» и «б» статьи 80 Конституции (Основного Закона) Республики Алтай, подпункт «а» пункта 1 статьи 100 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, пункт 1 статьи 34 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, пункт 3 части 1 статьи 36 Конституции Удмуртской Республики, подпункты 1 и 2 пункта 3 статьи 61 Конституции Чувашской Республики).

В то же время в отношении уставов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов ситуация не столь однозначна.

Некоторые субъекты Российской Федерации пошли по пути принятия устава как самостоятельного нормативного правового акта (в их числе Алтайский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Рязанская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ).

В других субъектах Российской Федерации принимается закон субъекта Российской Федерации, именуемый уставом субъекта Российской Федерации. Такому подходу следуют Забайкальский край, Ставропольский край, Белгородская область, Ивановская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Мурманская область, Оренбургская область, Ростовская область, Саратовская область, Смоленская область, Челябинская область, Ярославская область, город Москва. Однако в тексте этих нормативных правовых актов во внутренних ссылках используется конструкция «настоящий Устав», характерная для уставов, принятых в качестве самостоятельной разновидности нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, что косвенно подтверждает то обстоятельство, что конституции (уставы) субъектов Российской Федерации в действительности не являются законами субъектов Российской Федерации.

Следует отметить особенности трех субъектов Российской Федерации в плане оформления конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. В Тверской области Устав является приложением к другому нормативному правовому акту – Постановлению Законодательного Собрания Тверской области от 5 ноября 1996 года № 436 «Об Уставе Тверской области», содержащего постановляющую фразу «принять Устав Тверской области (прилагается)». Конституция (Основной Закон) Республики Алтай имеет статус самостоятельного правового акта, но в статье 1 Закона Республики Алтай от 7 июня 1997 года № 21-4 «О Конституции (Основном Законе) Республики Алтай» содержится указание «принять Конституцию (Основной Закон) Республики Алтай».

В Свердловской области в соответствии с пунктом 1 Постановления Свердловской областной Думы от 28 октября 1994 года № 71 «Об Уставе Свердловской области» был принят Закон Свердловской области «Об Уставе Свердловской области». В пункте 2 указанного Постановления Свердловская областная Дума постановила «направить Закон Свердловской области «Об Уставе Свердловской области» главе администрации Свердловской области для подписания и Устав Свердловской области для их официального одновременного опубликования». Таким образом, Свердловская областная Дума не принимала постановлений о принятии Устава Свердловской области. Вместо этого был принят Областной закон от 5 декабря 1994 года № 13-ОЗ «Об Уставе Свердловской области» статья 1 которого установила, что «Свердловская областная Дума, действуя от имени граждан России, проживающих на территории Свердловской области, и выражая их волю, в соответствии со статьей 66 Конституции Российской Федерации принимает Устав Свердловской области». Согласно статье 2 Областного закона «Устав Свердловской области вступает в силу на всей территории Свердловской области на следующий день после его официального опубликования в «Областной газете». Исходя из этого Устав Свердловской области и Областной закон «Об Уставе Свердловской области» являются самостоятельными нормативными правовыми актами Свердловской области с той особенностью, что Устав Свердловской области принят посредством принятия Областного закона «Об Уставе Свердловской области».

Однако в связи с использованием такой конструкции Устав Свердловской области формально не имеет установленной даты его принятия как нормативного правового акта, что не соответствует сложившейся практике оформления конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.

 


 

2. Порядок вступления в силу (введения в действие) конституций (уставов) субъектов Российской Федерации

 

По общему правилу каждый нормативный правовой акт должен содержать положения о том, в каком порядке он вступает в силу. Между тем, в некоторых субъектах Российской Федерации принимается закон субъекта Российской Федерации о введении в действие конституции (устава) субъекта Российской Федерации

В частности, к таким законам относятся Закон Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 года № ВС-22/16 «О введении в действие Конституции Республики Башкортостан», Закон Республики Коми от 17 февраля 1994 года № XII-18/9 «О порядке введения в действие Конституции Республики Коми», Закон Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 1992 года № 933-XII «О порядке вступления в силу Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)», Закон Республики Татарстан от 30 ноября 1992 года № 1665-XII «О порядке введения в действие Конституции Республики Татарстан», Закон Чувашской Республики от 9 декабря 2000 года № 39 «О порядке введения в действие Конституции Чувашской Республики», Закон Калининградской области от 18 января 1996 года № 30 «О вступлении в действие Устава (Основного Закона) Калининградской области», Закон Московской области от 11 декабря 1996 года № 56/96-ОЗ «О введении в действие Устава Московской области», Закон Нижегородской области от 30 декабря 2005 года № 220-З «О введении в действие Устава Нижегородской области», Закон Новосибирской области от 18 апреля 2005 года № 283-ОЗ «О вступлении в силу Устава Новосибирской области», Закон Омской области от 26 декабря 1995 года № 38-ОЗ «О вступлении в силу Устава Омской области», Закон Самарской области от 18 декабря 2006 года № 180-ГД «О введении в действие Устава Самарской области и внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области», Закон Челябинской области от 25 мая 2006 года № 23-ЗО «О введении в действие Устава (Основного Закона) Челябинской области», Закон Ярославской области от 23 мая 1995 года № 6-з «О порядке введения в действие Устава Ярославской области».

Указанные законы, помимо нормы о введении в действие конституции (устава) субъекта Российской Федерации, содержат также ряд иных переходных положений, связанных с вступлением в силу конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что такие положения могут содержаться в конституции (уставе) субъекта Российской Федерации, вследствие чего необходимости оформления переходных положений в виде отдельного закона субъекта Российской Федерации не имеется. Кроме того, данные законы не могут содержать переходные положения, которые в соответствии с федеральным законодательством могут быть установлены исключительно конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

 

 

3. Порядок внесения изменений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации

 

В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Приведение конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством осуществляется посредством внесения соответствующих изменений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации.

В главе 9 Конституции Российской Федерации применительно к изменению текста Конституции Российской Федерации используются понятия «конституционные поправки», означающее изменение отдельных структурных элементов Конституции Российской Федерации, и «пересмотр Конституции Российской Федерации», подразумевающее принятие новой Конституции Российской Федерации. Подобную классификацию возможно применять к изменениям конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, выделив пересмотр конституций (уставов) субъектов Российской Федерации и внесение поправок в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации.

Пересмотр конституций (уставов)

субъектов Российской Федерации осуществляется в двух основных формах: посредством принятия новой конституции (нового устава) субъекта Российской Федерации либо путем изложения конституции (устава) субъекта Российской Федерации в новой редакции.

По пути принятия новых конституций (уставов) субъектов Российской Федерации пошли 23 субъекта Российской Федерации: Республика Дагестан [1] , Республика Тыва [2] , Астраханская область [3] , Белгородская область [4] , Вологодская область [5] , Воронежская область [6] , Ивановская область [7] , Костромская область [8] , Курская область [9] , Липецкая область [10] , Магаданская область [11] , Нижегородская область [12] , Новосибирская область [13] , Оренбургская область [14] , Псковская область [15] , Рязанская область [16] , Самарская область [17] , Саратовская область [18] , Сахалинская область [19] , Смоленская область [20] , Тульская область [21] , Ульяновская область [22] , Челябинская область [23] .

В 18 субъектах Российской Федерации в конституции (уставы) внесены изменения, предусматривавшие изложение конституций (уставов) в новой редакции. Так, в Республике Карелия действует Конституция, принятая 30 мая 1978 года, изложенная в новой редакции Законом Республики Карелия от 12 февраля 2001 года № 473-ЗРК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Карелия». Также в новой редакции изложены конституции (уставы) Республики Алтай [24] , Республики Башкортостан [25] , Республики Саха (Якутия) [26] , Республики Татарстан [27] , Алтайского края [28] , Краснодарского края [29] , Приморского края [30] , Архангельской области [31] , Брянской области [32] , Калужской области [33] , Кировской области [34] , Ленинградской области [35] , Новгородской области [36] , Омской области [37] , города Москвы [38] , Еврейской автономной области [39] , Ханты-Мансийского автономного округа – Югра [40] .

Встречаются и комбинированные варианты пересмотра конституции (устава) субъекта Российской Федерации: в Ямало-Ненецком автономном округе вместо Устава (Основного закона) от 26 сентября 1995 года принят Устав (Основной закон) от 28 декабря 1998 года, изложенный в новой редакции Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 марта 2008 года № 1-ЗАО.

Как правило, изменения в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации вносятся законами субъектов Российской Федерации «о внесении изменений» в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации такие законы являются конституционными (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Тыва, Республика Хакасия), уставными (Калининградская область). В Республике Бурятия изменения в Конституцию вносились также постановлениями Конституционного Собрания Республики Бурятия.

В некоторых субъектах Российской Федерации по аналогии с федеральным правовым регулированием, предусматривающим внесение изменений в главы 3 – 8 Конституции Российской Федерации законами Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»), принимаются:

1) законов «о поправке (поправках) к» конституции (уставу) субъекта Российской Федерации (Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Воронежская область, Иркутская область, Липецкая область, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Ростовская область, Смоленская область, Ульяновская область);

2) законов «о внесении поправок к» конституции (уставу) субъекта Российской Федерации (Удмуртская Республика, Тамбовская область, Ненецкий автономный округ);

3) законов «о поправке (поправках) в» конституцию (устав) субъекта Российской Федерации (Республика Адыгея, Тульская область, причем в Республике Адыгея принимаются конституционные законы о поправках в конституцию);

4) законов «о внесении поправок в» конституцию (устав) субъекта Российской Федерации (Республика Алтай, Камчатский край, Ивановская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Новгородская область, Омская область, причем в Республике Алтай принимаются конституционные законы о внесении поправок в конституцию).

В законах перечисленных субъектов Российской Федерации встречаются две различные формулы, которыми опосредуется имплементация новеллы в текст конституционного (уставного) акта: «внести следующие изменения» и «внести следующие поправки». Первый вариант используется в Республике Адыгея, Республике Ингушетия, Нижегородской области, Тульской области, второй – в Республике Алтай, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Марий Эл, Удмуртской Республике, Камчатском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Кировской области, Костромской области, Липецкой области, Московской области, Новгородской области, Новосибирской области, Омской области, Ростовской области, Смоленской области, Тамбовской области, Ульяновской области и Ненецком автономном округе. Таким образом, по общему правилу, если в субъекте Российской Федерации принимается закон о поправке, то такой закон предусматривает внесение поправок, а не изменений в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации.

В Магаданской области принимаются законы о принятии поправок к Уставу Магаданской области, в которых используется формулировка «принять к Уставу Магаданской области следующие поправки».

Следует отметить, что в Республике Марий Эл и Кемеровской области ведется сплошная нумерация всех поправок, внесенных в конституцию и устав этих субъектов Российской Федерации: в Марий Эл принято 55 поправок, в Кемеровской области – 94 поправки. Также примечательна практика Московской области, где законы «О поправках к Уставу Московской области» вводятся в действие законами «О введении в действие Закона Московской области «О поправках к Уставу Московской области».

В субъектах Российской Федерации найдены альтернативы законодательной форме нормативного правового акта, вносящего изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации

.

Так, в Псковской области в целях изменения Устава принимались уставы Псковской области о поправках в Устав Псковской области (всего было принято 11 таких актов (№ 2-У – № 12-У). Однако в соответствии с новой редакцией абзаца второго статьи 64 Устава Псковской области от 12 апреля 2001 года № 1-У установлено, что изменения будут вноситься законами Псковской области о поправках в Устав Псковской области.

С 2002 года Законодательное Собрание Тверской области принимает «поправки к Уставу Тверской области» в качестве особого вида нормативного правового акта, все «поправки к Уставу Тверской области» имеют сквозную нумерацию (начиная с «поправок» от 8 июля 2002 года № 1-ПУ до «поправок» от 4 июня 2010 года № 11-ПУ).

Необходимо также отметить, что закрепление субъектом Российской Федерации нормы о том, что изменение конституции (устава) осуществляется посредством принятия закона о поправках по существу означает, что конституция (устав) субъекта Российской Федерации не может быть изложена (изложен) в новой редакции, поскольку термин «поправка» охватывает только отдельные, частичные изменения конституционного текста (вплоть до отдельных глав, разделов). Таким образом, в этих субъектах Российской Федерации единственной формой пересмотра конституций (уставов) субъектов Российской Федерации является принятие новых конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.


[1] Конституция от 10 июля 2003 года принята взамен Конституции от 26 июля 1994 года.

[2] Конституция от 6 мая 2001 года сменила Конституцию от 21 октября 1993 года.

[3] Вместо Устава от 28 марта 1997 года принят Устав от 9 апреля 2007 года.

[4] Устав (Основной Закон) от 20 апреля 1995 года заменил Устав от 31 декабря 2003 года.

[5] Устав от 14 сентября 1995 года принят взамен Устава от 3 октября 2001 года.

[6] Устав (Основной Закон) от 20 июля 1995 года сменил Устав от 25 мая 2006 года.

[7] Устав от 18 февраля 2009 года заменил Устав (Основной Закон) от 8 мая 1996 года.

[8] Устав от 24 апреля 2008 года принят взамен Устава (основного Закона) от 7 июля 1995 года.

[9] Устав (Основной Закон) от 2 ноября 1995 года заменен Уставом от 2 октября 2001 года.

[10] Вместо Устава от 1 декабря 1994 года принят Устав от 9 апреля 2003 года.

[11] Устав (Основной Закон) от 20 августа 1996 года сменил Устав от 28 декабря 2001 года.

[12] Вместо Устава от 18 апреля 1995 года принят Устав от 30 декабря 2005 года.

[13] Взамен Устава от 5 апреля 1996 года принят Устав от 18 апреля 2005 года.

[14] Устав (Основной закон) от 19 октября 1994 года заменил Устав (Основной Закон) от 20 ноября 2000 года.

[15] Вместо Устава от 29 декабря 1994 года принят Устав Псковской области от 12 апреля 2001 года № 1-У.

[16] Устав (Основной Закон) от 28 октября 1998 года сменил Устав (Основной Закон) от 18 ноября 2005 года.

[17] Устав (основной закон) от 21 декабря 1995 года принят взамен Устава от 18 декабря 2006 года.

[18] Взамен Устава (Основного Закона) от 5 апреля 1995 года принят Устав (Основной Закон) от 2 июня 2005 года.

[19] Устав от 9 января 1996 года заменил Устав от 9 июля 2001 года.

[20] Вместо Устава (основного Закона Смоленской области) от 12 октября 1995 года принят Устав Смоленской области от 15 мая 2001 года.

[21] Устав (Основной Закон) от 3 ноября 1995 года сменил Устав (Основной Закон) от 12 ноября 2001 года.

[22] Устав от 6 сентября 1996 года принят взамен Устава от 19 мая 2005 года.

[23] Устав (Основной Закон) от 1 июня 1995 года сменил Устав (Основной Закон) от 25 мая 2006 года.

[24] Конституционный закон Республики Алтай от 29 мая 2007 года № 2-КРЗ «О внесении изменений в Конституцию Республики Алтай».

[25] Закон Республики Башкортостан от 3 декабря 2002 года № 369-з «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан».

[26] Закон Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года 54-З № 445-II «О редакции текста Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)».

[27] Закон Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года № 1380 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан».

[28] Закон Алтайского края от 2 сентября 1999 года № 41-ЗС «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Алтайского края».

[29] Закон Краснодарского края от 18 июля 1997 года № 95-КЗ «О внесении изменений и дополнений в Государственный Устав Краснодарского края».

[30] Закон Приморского края от 28 июня 2007 года № 107-КЗ «О внесении изменений в Устав Приморского края».

[31] Решение Архангельского областного Собрания депутатов от 20 марта 2001 года № 104 «О внесении изменений и дополнений в Устав Архангельской области».

[32] Закон Брянской области от 30 июля 2003 года № 43-З «Об Уставе Брянской области».

[33] Закон Калужской области от 5 декабря 2001 года № 84-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Устав Калужской области».

[34] Закон Кировской области от 18 декабря 2000 года № 236-ЗО «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Кировской области».

[35] Областной закон Ленинградской области от 12 июля 2001 года № 44-оз «О новой редакции областного закона «Устав Ленинградской области».

[36] Областным законом Новгородской области от 16 марта 2001 года № 176-ОЗ «О внесении поправок в Устав Новгородской области (Основной Закон)».

[37] Закон Омской области от 5 декабря 2003 года № 484-ОЗ «О внесении поправок в Устав (Основной Закон) Омской области».

[38] Закон города Москвы от 13 июля 2001 года № 32 «О внесении изменений и дополнений в Устав города Москвы».

[39] Закон Еврейской автономной области от 7 ноября 2008 года № 465-ОЗ «О внесении изменений в Устав Еврейской автономной области».

[40] Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 апреля 2005 года № 28-оз «О внесении изменений в Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

 

 

Заключение

 

Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации на основании норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, с учетом правотворческой практики большинства субъектов Российской Федерации следует считать самостоятельной разновидностью нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Практику принятия законов субъектов Российской Федерации с наименованием «устав» субъекта Российской Федерации, равно как и принятие конституции (устава) субъекта законом субъекта Российской Федерации или постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации следует признать отклонением от сложившейся практики оформления конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также отступлением от правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

Из правотворческой практики различных субъектов Российской Федерации следует вывод об отсутствии необходимости принятия законов субъектов Российской Федерации, которыми вводились бы в действие конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, поскольку, с одной стороны, такие положения могут быть включены непосредственно в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, а, с другой стороны, переходные положения, необходимые для введения в действие конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закрепленные законом субъекта Российской Федерации, не будут иметь той же юридической силы, что и конституция (устав) субъекта Российской Федерации.

Из рассмотрения правотворческой практики субъектов Российской Федерации о порядке внесения изменений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации следуют выводы о том, что пересмотр конституций (уставов) в большинстве субъектов Российской Федерации осуществляется путем принятия новых конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а внесение поправок в конституцию (устав) субъектов Российской Федерации, в основном, или законами субъектов Российской Федерации о поправках к конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, или законами субъектов Российской Федерации о внесении изменений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации.

 

* Законодательство приведено по состоянию на октябрь 2010 года.

 

 

Приложение. Сведения о конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации

 

 

Наименование субъекта Российской Федерации

Конституция (устав) субъекта
Российской Федерации

Наименование

Дата принятия

Дата последнего изменения

Республика Адыгея (Адыгея)

Конституция

10.03.1995

28.05.2010

Республика Алтай

Конституция (Основной Закон)

07.06.1997

31.05.2010

Республика Башкортостан

Конституция

24.12.1993

13.07.2009

Республика Бурятия

Конституция

22.02.1994

07.05.2010

Республика Дагестан

Конституция

10.07.2003

05.04.2010

Республика Ингушетия

Конституция

27.02.1994

27.02.2010

Кабардино-Балкарская Республика

Конституция

01.09.1997

10.07.2008

Республика Калмыкия

Степное Уложение (Конституция)

05.04.1994

09.04.2010

Карачаево-Черкесская Республика

Конституция

05.03.1996

01.03.2010

Республика Карелия

Конституция

30.05.1978

06.07.2010

Республика Коми

Конституция

17.02.1994

07.05.2010

Республика Марий Эл

Конституция

24.06.1995

10.06.2010

Республика Мордовия

Конституция

21.09.1995

13.05.2010

Республика Саха (Якутия)

Конституция (Основной закон)

04.04.1992

17.06.2009

Республика Северная Осетия – Алания

Конституция

12.11.1994

13.01.2010

Республика Татарстан (Татарстан)

Конституция

06.11.1992

30.03.2010

Республика Тыва

Конституция

06.05.2001

11.04.2010

Удмуртская Республика

Конституция

07.12.1994

04.05.2010

Республика Хакасия

Конституция

25.05.1995

08.06.2010

Чеченская Республика

Конституция

23.03.2003

02.12.2007

Чувашская Республика – Чувашия

Конституция

30.11.2000

28.05.2010

Алтайский край

Устав (Основной Закон)

05.06.1995

03.06.2010

Забайкальский край

Устав

17.02.2009

07.06.2010

Камчатский край

Устав

04.12.2008

09.06.2010

Краснодарский край

Устав

11.04.1993

09.06.2010

Красноярский край

Устав

05.06.2008

10.06.2010

Пермский край

Устав

27.04.2007

29.06.2010

Приморский край

Устав

06.10.1995

05.05.2010

Ставропольский край

Устав (Основной Закон)

12.10.1994

02.06.2010

Хабаровский край

Устав

30.11.1995

26.05.2010

Амурская область

Устав (основной Закон)

13.12.1995

02.03.2009

Архангельская область

Устав

23.05.1995

04.05.2010

Астраханская область

Устав

09.04.2007

02.06.2010

Белгородская область

Устав

31.12.2003

11.05.2010

Брянская область

Устав

26.01.1996

30.04.2010

Владимирская область

Устав (Основной Закон)

14.08.2001

05.05.2010

Волгоградская область

Устав (Основной закон)

17.07.1996

12.05.2010

Вологодская область

Устав

03.10.2001

27.05.2010

Воронежская область

Устав

25.05.2006

02.06.2010

Ивановская область

Устав

18.02.2009

29.04.2010

Иркутская область

Устав

15.04.2009

-

Калининградская область

Устав (Основной Закон)

18.01.1996

19.05.2010

Калужская область

Устав

27.03.1996

23.06.2010

Кемеровская область

Устав

09.04.1997

09.06.2010

Кировская область

Устав

27.03.1996

02.06.2010

Костромская область

Устав

17.04.2008

28.04.2010

Курганская область

Устав

16.12.1994

04.05.2010

Курская область

Устав

02.10.2001

30.04.2010

Ленинградская область

Устав

27.10.1994

12.03.2010

Липецкая область

Устав

09.04.2003

24.05.2010

Магаданская область

Устав

28.12.2001

03.06.2010

Московская область

Устав

11.12.1996

24.05.2010

Мурманская область

Устав

26.11.1997

17.05.2010

Нижегородская область

Устав

30.12.2005

07.05.2010

Новгородская область

Устав

03.09.1994

08.02.2010

Новосибирская область

Устав

18.04.2005

08.07.2010

Омская область

Устав (Основной Закон)

26.12.1995

02.07.2010

Оренбургская область

Устав (Основной Закон)

20.11.2000

11.06.2010

Орловская область

Устав (Основной Закон)

26.02.1996

08.06.2010

Пензенская область

Устав

10.09.1996

25.06.2010

Псковская область

Устав

12.04.2001

31.03.2010

Ростовская область

Устав

29.05.1996

04.05.2010

Рязанская область

Устав (Основной Закон)

18.11.2005

25.06.2010

Самарская область

Устав

18.12.2006

08.06.2010

Саратовская область

Устав (Основной Закон)

02.06.2005

29.06.2010

Сахалинская область

Устав

09.07.2001

10.06.2010

Свердловская область

Устав

*

10.06.2010

Смоленская область

Устав

15.05.2001

30.04.2010

Тамбовская область

Устав (Основной Закон)

30.11.1994

31.05.2010

Тверская область

Устав

**

04.06.2010

Томская область

Устав (Основной закон)

26.07.1995

10.06.2010

Тульская область

Устав (Основной Закон)

12.11.2001

30.04.2010

Тюменская область

Устав

30.06.1995

05.05.2010

Ульяновская область

Устав

19.05.2005

03.06.2010

Челябинская область

Устав (Основной Закон)

25.05.2006

27.05.2010

Ярославская область

Устав

23.05.1995

25.02.2009

Москва

Устав

28.06.1995

22.10.2008

Санкт-Петербург

Устав

28.02.1998

03.06.2010

Еврейская автономная область

Устав

08.10.1997

23.06.2010

Ненецкий автономный округ

Устав

11.09.1995

19.04.2010

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Устав (Основной закон)

26.04.1995

02.04.2010

Чукотский автономный округ

Устав

28.11.1997

15.02.2010

Ямало-Ненецкий автономный округ

Устав (Основной закон)

28.12.1998

25.05.2010

 


* Принят в соответствии с законом Свердловской области, принятым Свердловской областной Думой 28 октября 1994 года.

 

** Является приложением к Постановлению Законодательного Собрания Тверской области от 5 ноября 1996 года.