Обзор
законодательства Российской Федерации
и законодательства субъектов Российской Федерации
по вопросу о предоставлении государственной поддержки
юридическим и физическим лицам,
осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции

подготовлен
консультантом Уральского института регионального законодательства
Эмихом М.В.

г. Екатеринбург, 2010 г.

 

Содержание

Введение

1. Субъекты, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которым в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации может предоставляться государственная поддержка  

2. Меры государственной поддержки юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, в законодательстве субъектов Российской Федерации  

3. Меры государственной поддержки, предоставляемые руководителям, главным и молодым специалистам сельскохозяйственных организаций в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации  

Заключение

 


Введение

 

Обзор законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации по вопросу о предоставлении государственной поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, подготовлен по предложению Комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области. Цель обзора – рассмотрение практики принятия законов, предусматривающих возможность предоставления государственной поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы предоставления государственной поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, являются Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации зако-нодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» основными целями государственной аграрной политики являются:

1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;

2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;

3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;

5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;

6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

В статье 6 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» установлены следующие меры реализации государственной аграрной политики:

1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;

4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

5) информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;

6) антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

7) участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;

8) проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций;

9) другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В подпункте 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указано, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами).

В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы, которыми регламентированы отношения по предоставлению государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного производства. Законодательное регулирование отношений по предоставлению государственной поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, в субъектах Российской Федерации представлено в следующих вариантах: 1) приняты специальные законы, регламентирующие предоставление мер государственной поддержки (Тульская, Томская, Смоленская Кемеровская, Новосибирская, Курганская области, Ставропольский и Хабаровский края и другие); 2) нормы, регламентирующие предоставление мер государственной поддержки включены в законодательные акты, комплексно регулирующие отно-шения в сфере сельского хозяйства (Ленинградская, Мурманская области, Республики Дагестан и Тыва).

 

 

1. Субъекты, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которым в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации может предоставляться государственная поддержка

 

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» меры государственной поддержки могут предоставляться сельскохозяйственным товаропроизводителям. Согласно части 1 статьи 3 данного Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. Кроме того, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве»;

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В законодательстве субъектов Российской Федерации используются различные подходы в решении вопроса определения перечня лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки.

В ряде субъектов Российской Федерации государственная поддержка предоставляется тем же категориям лиц, которые указаны в статье 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Так, в пункте 3 статьи 1 Закона Тульской области от 14 декабря 2005 года № 659-ЗТО устанавливается, что субъектами государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Тульской области являются организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, признанные в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями и состоящие на учете в налоговых органах на территории Тульской области, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. Аналогичным образом определяется круг лиц в статье 2 Закона Ставропольского края от 6 февраля 2009 года № 3-кз «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае», в статье 1 Закона Томской области от 13 апреля 2006 года № 75-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области» и в статье 1 Закона Смоленской области от 30 ноября 2005 года № 114-з «О поддержке сельскохозяйственного производства на территории Смоленской области и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области отдельными государственными полномочиями в сфере поддержки сельскохозяйственного производства».

Однако в большинстве законов субъектов Российской Федерации перечень лиц, которым предоставляется государственная поддержка в сфере сельскохозяйственного производства, определяется иначе.

В ряде субъектов меры государственной поддержки предоставляются более широкому кругу субъектов, нежели это предусмотрено федеральным законодательством.

В частности, в соответствии со статьей 2 Закона Хабаровского края от 26 июля 2005 года № 288 «О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае» право на получение краевой государственной поддержки, предусмотренной данным законом, имеют осуществляющие свою деятельность на территории края:

1) сельскохозяйственные товаропроизводители – организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную переработку и реализующие эту продукцию, – при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств или индивидуальных предпринимателей доля от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов;

2) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;

3) ремонтные и агроснабженческие организации, обслуживающие сельскохозяйственные организации всех форм собственности;

4) водохозяйственные организации, обеспечивающие ремонт и строительство мелиоративных объектов;

5) садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения.

Согласно статье 3 Закона Кемеровской области от 9 октября 2007 года № 127-ОЗ «О государственной поддержке производства сельскохозяйственной продукции» субъектами государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции могут быть зарегистрированные в установленном порядке на территории Кемеровской области:

1) сельскохозяйственные товаропроизводители;

2) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;

3) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выращивание, переработку и реализацию рыбы;

4) юридические лица и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие производство сельскохозяйственной продукции необходимыми ресурсами (в том числе работами и услугами);

5) некоммерческие организации (союзы, ассоциации, фонды), созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями;

6) образовательные учреждения высшего, среднего профессионального и дополнительного образования, осуществляющие подготовку и переподготовку специалистов по сельскохозяйственным специальностям; научное, инновационное и информационное развитие отраслей агропромышленного комплекса;

7) общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения среднего профессионального образования, занимающиеся сельскохозяйственным производством;

8) организации системы исполнения наказаний, занимающиеся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции;

9) работники организаций, осуществляющих сельскохозяйственное производство;

10) садоводческие и огороднические некоммерческие объединения граждан.

В соответствии со статьей 4 Закона Новосибирской области от 8 декабря 2006 года № 61-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» право на получение государственной поддержки имеют:

1) организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство;

2) крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сельскохозяйственное производство;

3) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;

4) сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

5) организации и индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги в сфере сельскохозяйственного производства:

а) по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции;

б) по хранению и доработке сельскохозяйственной продукции;

в) по племенному животноводству, в том числе птицеводству и рыбоводству;

г) по поставке, ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники и оборудования;

д) по обработке земель, посеву, уборке урожая, заготовке кормов;

е) по поставке и внесению минеральных удобрений, средств биологической и химической защиты сельскохозяйственных растений;

ж) по инновационному, информационному обеспечению и консультационному обслуживанию;

6) некоммерческие организации (союзы, ассоциации, фонды), созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями;

7) образовательные учреждения высшего и среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, расположенные на территории Новосибирской области и осуществляющие подготовку и переподготовку специалистов по сельскохозяйственным специальностям;

8) руководители и специалисты организаций, осуществляющих сельскохозяйственное производство;

9) организации, осуществляющие деятельность по выращиванию рыбопосадочного материала;

10) крестьянские (фермерские) хозяйства и организации, осуществляющие деятельность по племенному животноводству.

В подпункте 4 статьи 1 Закона Республики Бурятия от 13 октября 2005 года № 1282-III «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия» установлено, что субъектами государственной поддержки, предусмотренной этим законом, могут быть:

а) сельскохозяйственные товаропроизводители;

б) субъекты предпринимательства, обслуживающие сельскохозяйственных товаропроизводителей (обеспечивающие сельскохозяйственных товаропроизводителей товарами ветеринарно-зоотехнического назначения и семенами; оказывающие услуги по воспроизводству стада, искусственному осеменению, закупу и продаже племенных животных и птиц, по воспроизводству и улучшению качества лошадей; оказывающие услуги по развитию рыбного хозяйства, воспроизводству рыбы; осуществляющие ветеринарное обеспечение и обслуживание; осуществляющие проведение агрохимических, землеустроительных и мелиоративных работ, работ по защите растений, семенному контролю; оказывающие услуги по информационно-консультационному и материально-техническому обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей; оказывающие услуги по ремонту сельскохозяйственной техники и другие);

в) государственные учреждения Республики Бурятия, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность в сфере сельскохозяйственного производства;

г) организации, индивидуальные предприниматели, выращивающие рыбу, осуществляющие ее переработку и реализующие эту рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации выращенной ими рыбы, включая продукцию ее переработки, произведенную ими из выращенной ими рыбы, составляет не менее 50 процентов, а также рыболовецкие артели (колхозы), производство рыбной продукции и объем вылова водных биоресурсов в которых составляют в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции;

д) организации пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляющие первичную и последующую переработку сельскохозяйственного сырья;

е) физические лица – руководители и работники субъектов государственной поддержки, а также студенты, обучающиеся на условиях целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;

ж) семейные (родовые) общины малочисленных народов.

В статье 1 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года № 305 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области» определено, что субъектами государственной поддержки сельскохозяйственного производства являются зарегистрированные и состоящие на налоговом учете на территории Тюменской области:

1) сельскохозяйственные товаропроизводители, непосредственно осуществляющие производство, переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции, а также продукции переработки сельскохозяйственного сырья, любых организационно-правовых форм, включая крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства;

2) организации, обслуживающие сельскохозяйственных товаропроизводителей (предприятия по материально-техническому обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей, машинно-технологические станции, ремонтно-технические предприятия, организации по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей товарами ветеринарно-зоотехнического назначения (зооветснабы), организации, осуществляющие проведение агрохимических работ и другие);

3) перерабатывающие организации (молочные комбинаты, мясокомбинаты, рыбозаводы и другие);

4) иные организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и сырье.

Кроме того, субъектами государственной поддержки признаются также юридические лица, имеющие обособленные подразделения на территории Тюменской области, которые осуществляют переработку сельскохозяйственной продукции и состоят на налоговом учете на территории Тюменской области.

В ряде субъектов Российской Федерации государственная поддержка предоставляется физическим и юридическим лицам, занятым в отдельных отраслях сельскохозяйственного производства.

В частности, в преамбуле Закона Курганской области от 26 декабря 1997 года № 95 «О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей продукции животноводства» говорится, что «настоящий Закон устанавливает правовую основу деятельности органов государственной власти Курганской области по созданию условий для развития и функционирования отрасли животноводства Курганской области. Целью Закона является стимулирование увеличения производства продукции животноводства, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими видами деятельности». В подпункте 1.2 статьи 1 данного закона установлено, что к сельскохозяйственным товаропроизводителям продукции животноводства относятся занимающиеся производством продукции животноводства организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, соответствующие требованиям статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

В некоторых субъектах Российской Федерации государственная поддержка предоставляется юридическим лицам конкретных организационно-правовых форм.

В соответствии со статьей 1 Закона Калужской области № 207-ОЗ от 10 июня 2003 года «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов на территории Калужской области» государственная поддержка может предоставляться кредитным кооперативам.

Законом Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 381-З № 775-III «О поддержке сельскохозяйственных кооперативов в Республике Саха (Якутия)» предусмотрена государственная поддержка сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 8 декабря 2006 года № 389-з «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Башкортостан» государственная поддержка предоставляется сельскохозяйственным потребительским кооперативам в Республике Башкортостан.

В статье 2 Закона Республики Калмыкия от 26 декабря 2006 года № 328-III-З «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Калмыкия» установлено, что положения этого закона распространяются на отношения, возникающие в процессе оказания государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам Республики Калмыкия (перерабатывающим, сбытовым (торговым), обслуживающим, снабженческим, садоводческим, огородническим, животноводческим, кредитным, страховым и иным кооперативам), созданным сельскохозяйственными товаропроизводителями – гражданами и (или) юридическими лицами.

В некоторых субъектах Российской Федерации государственная поддержка предоставляется физическим лицам, занимающимся личным подсобным хозяйством.

Согласно статье 2 Закона Алтайского края от 9 сентября 1999 года № 44-ЗС «О государственной поддержке личных подсобных хозяйств, занятых производством и поставкой сельскохозяйственной продукции в региональный продовольственный фонд» личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Занятие личным подсобным хозяйством может быть как дополнительным к основному, так и единственным (для пенсионеров, домохозяек, безработных) видом деятельности граждан и основным источником их дохода. В соответствии со статьей 4 этого закона в приоритетном порядке государственная поддержка оказывается личным подсобным хозяйствам:

1) работающим на договорной основе с сельскохозяйственными организациями различных форм собственности, расположенными на данной территории, по совместному производству и реализации сельскохозяйственной продукции на условиях государственного заказа;

2) образуемым не занятыми другой оплачиваемой деятельностью гражданами (безработными), а также хозяйствам многодетных (3 и более детей на иждивении) и молодых (в возрасте супругов до 30 лет) семей, семей-переселенцев, демобилизованных военнослужащих, инвалидов и малообеспеченных семей (с доходом на члена семьи менее установленного в крае прожиточного минимума).

В ряде субъектов Российской Федерации государственная поддержка предоставляется физическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере сельскохозяйственного производства.

Согласно статье 1 Закона Волгоградской области от 1 апреля 2004 года № 908-ОД «О государственной поддержке руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Волгоградской области» действие этого закона распространяется на руководителей, главных специалистов и молодых специалистов сельскохозяйственных организаций Волгоградской области. При этом в соответствии со статьей 2 этого Закона Волгоградской области:

1) сельскохозяйственная организация – зарегистрированное на территории Волгоградской области юридическое лицо, занимающееся как основным видом деятельности – производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции собственного производства, сумма выручки от реализации которой за предыдущий год составила не менее 70 процентов, и имеющее в наличии не менее четырех тысяч гектаров условной пашни или не менее шести гектаров защищенного грунта в тепличных хозяйствах;

2) руководитель – лицо, возглавляющее сельскохозяйственную организацию и наделенное правами и полномочиями по принятию управленческих решений;

3) главный специалист – лицо, состоящее в трудовых отношениях с сельскохозяйственной организацией, осуществляющее организационно-распорядительные функции по одному или более направлению деятельности этой организации;

4) молодой специалист – лицо, окончившее высшее или среднее специальное учебное заведение сельскохозяйственного профиля и состоящее в трудовых отношениях с сельскохозяйственной организацией.

В Законе Тверской области от 10 января 2003 года № 03-ЗО «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Тверской области» устанавливаются меры поддержки руководителей и молодых специалистов сельскохозяйственных организаций Тверской области.

Согласно статье 1 этого закона под сельскохозяйственной организацией Тверской области понимается юридическое лицо, зарегистрированное на территории Тверской области, основным видом деятельности которого является производство и реализация сельскохозяйственной продукции, в случае, если выручка от реализации выращенной (произведенной) им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки. Руководитель – физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией или возглавляет коллегиальный исполнительный орган этой организации. Молодой специалист – физическое лицо в возрасте не старше 30 лет, окончившее учреждение высшего или среднего профессионального образования и в течение шести месяцев по окончании указанного учреждения или по окончании прохождения срочной военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации впервые поступившее на работу, соответствующую уровню и профилю образования, на условиях полного рабочего времени в сельскохозяйственную организацию.

2. Меры государственной поддержки юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, в законодательстве субъектов Российской Федерации

 

В соответствии со статьей 3 Закона Хабаровского края «О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае» субъектам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, оказываются следующие меры государственной поддержки:

1) предоставление субсидий на поддержку животноводства и растениеводства;

2) возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях;

3) компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур;

4) предоставление субсидий на завоз семян для выращивания кормовых культур в северных районах края;

5) финансирование мероприятий в области сельскохозяйственного производства;

6) финансирование мероприятий по землеустройству и землепользованию;

7) финансовая поддержка на возвратной основе;

8) приобретение техники и оборудования для использования в сельском хозяйстве;

9) строительство объектов сельскохозяйственного назначения;

10) финансирование подготовки кадров и резерва руководителей сельскохозяйственных предприятий;

11) организация мероприятий по изучению и распространению передового опыта в сельскохозяйственном производстве, проведение выставок, конкурсов, семинаров, совещаний и конференций, поощрение победителей соревнований;

12) внедрение и развитие современных технологий в сельском хозяйстве.

Меры государственной поддержки, аналогичные указанным в подпунктах 1, 2, 5, 6, 10 и 11 статьи 3 Закона Хабаровского края «О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае», предусмотрены в Законе Ивановской области от 30 октября 2008 года № 125-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Ивановской области отдельными государственными полномочиями в сфере поддержки сельскохозяйственного производства». Меры государственной поддержки, аналогичные указанным в подпунктах 1, 8 и 12 статьи 3 Закона Хабаровского края «О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае», предусмотрены в Законе Вологодской области от 6 декабря 2005 года № 1384-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Вологодской области». Меры государственной поддержки, аналогичные указанным в подпунктах 1, 3, 8, 10 и 11 статьи 3 Закона Хабаровского края «О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае», предусмотрены в Законе Челябинской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства». В Законе Тюменской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области» предусматривается предоставление мер государственной поддержки, аналогичных указанным в подпунктах 10 и 11 статьи 3 Закона Хабаровского края «О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае», субъектам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции. В Законе Сахалинской области от 4 июля 2006 года № 73-ЗО «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Сахалинской области» также предусматривается предоставление субсидий субъектам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, на приобретение техники и оборудования для использования в сельском хозяйстве. Законом Приморского края от 11 ноября 2004 года № 160-КЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей при страховании урожая сельскохозяйственных культур в Приморском крае» предусмотрена компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур.

В соответствии со статьей 3 Закона Тульской области от 14 декабря 2005 года № 659-ЗТО «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства» государственная поддержка сельскохозяйственного производства в Тульской области может осуществляться в следующих формах:

1) предоставление субъектам государственной поддержки налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

2) выделение субъектам государственной поддержки бюджетных ассигнований, в том числе:

а) на возмещение части стоимости имущества, в том числе приобретаемого на условиях финансовой аренды (лизинга);

б) на возмещение части затрат по страхованию рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений;

в) на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах;

г) на возмещение части затрат на приобретение средств химизации, в том числе средств химической защиты растений, минеральных, микробиологических и других видов удобрений, горюче-смазочных материалов, семян;

д) на возмещение части затрат на производство низкорентабельной, социально значимой продукции;

е) на возмещение части затрат на проведение ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий;

ж) на обучение по сельскохозяйственным специальностям студентов учебных заведений, расположенных в Тульской области, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников и специалистов организаций, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, и крестьянских (фермерских) хозяйств;

з) на организацию и проведение трудового соревнования (конкурса) между организациями, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями, их работниками, в отраслях животноводства и растениеводства, премирование победителей соревнования;

и) на финансирование расходов по проведению конкурсов среди работников сельскохозяйственного производства;

3) предоставление в соответствии с действующим законодательством средств организациям, оказывающим услуги по финансовой аренде (лизингу) субъектам государственной поддержки;

4) создание условий для кадрового, научного и информационного обеспечения организаций, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями;

5) иные формы государственной поддержки, определяемые нормативными правовыми актами администрации области.

В Законе Вологодской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Вологодской области», Законе Тюменской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области», Законе Кемеровской области «О государственной поддержке производства сельскохозяйственной продукции», Законе Калужской области № 207-ОЗ от 10 июня 2003 года «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов на территории Калужской области», Законе Республики Северная Осетия – Алания от 20 февраля 1996 года «О сельскохозяйственном товаропроизводителе Республики Северная Осетия – Алания», Законе Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года № 73 «О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан» также предусматривается предоставление субъектам государственной поддержки налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 8 Закона Томской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области» в Томской области реализуются следующие меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства:

1) проведение мероприятий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в областной бюджет);

2) предоставление субъектам государственной поддержки сельскохозяйственного производства (юридическим лицам) государственных гарантий Томской области;

3) предоставление субъектам государственной поддержки сельскохозяйственного производства средств областного бюджета на мероприятия, осуществляемые по направлениям, указанным в статье 7 этого закона, в форме субсидий, бюджетных кредитов (для юридических лиц) и других формах, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации;

4) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;

5) информационное обеспечение субъектов государственной поддержки, а также предоставление им консультационной помощи;

6) иные меры, не противоречащие действующему законодательству.

Такая мера государственной поддержки, как предоставление субъектам государственной поддержки сельскохозяйственного производства государственных гарантий субъекта Российской Федерации предусмотрена также в Законе Калужской области «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов на территории Калужской области», в Законе Сахалинской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Сахалинской области», в Законе Республики Карелия от 24 ноября 2006 года № 1030-ЗРК «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства на территории Республики Карелия».

В статье 5 Закона Смоленской области «О поддержке сельскохозяйственного производства на территории Смоленской области и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области отдельными государственными полномочиями в сфере поддержки сельскохозяйственного производства» предусматриваются следующие формы поддержки сельскохозяйственного производства на территории Смоленской области:

1) оказание финансовой помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям путем предоставления им:

а) субсидий за счет средств областного бюджета;

в) государственных гарантий Смоленской области;

2) предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям льгот по налогам и сборам в соответствии с федеральным и областным законодательством;

3) оказание организационной, консультационной и методической помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям по вопросам:

а) внедрения в сельскохозяйственное производство прогрессивных технологий и передовых методов хозяйствования;

б) приобретения сельскохозяйственной техники, удобрений и средств защиты растений;

в) расширения рынка сбыта сельскохозяйственной продукции;

г) привлечения трудовых ресурсов в сельскохозяйственное производство;

4) осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере сельскохозяйственного производства;

5) установление и предоставление работникам, занятым в сельскохозяйственном производстве, мер поддержки в соответствии с областным законодательством.

Согласно статье 9 Закона Ставропольского края «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае» государственная поддержка сельскохозяйственного производства края предоставляется субъектам государственной поддержки края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) в форме субсидий на:

1) возмещение части процентных ставок по привлеченным кредитам (на срок до одного года) на пополнение оборотных средств, полученным в российских кредитных организациях, - в размере 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита;

2) возмещение части процентных ставок по привлеченным долгосрочным, среднесрочным кредитам (на срок до трех лет) на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, полученным в российских кредитных организациях, – в размере 3/4 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита;

3) оплату части стоимости электроэнергии, потребленной внутрихозяйственными мелиоративными насосными станциями, – в размере 50 процентов от стоимости электроэнергии субъектам государственной поддержки края, имеющим на своем балансе внутрихозяйственные мелиоративные насосные станции, подающие воду для орошения;

4) возмещение части затрат, связанных с раскорчевкой старовозрастных садов, закладкой и уходными работами за молодыми садами до вступления их в плодоношение, с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации, – в размере 50 процентов от стоимости выполненных работ при наличии на начало текущего года не менее 50 гектаров садов;

5) возмещение части затрат, связанных с выращиванием посадочного материала плодовых насаждений, – в размере 50 процентов от стоимости выполненных работ при наличии на начало текущего года питомника не менее трех гектаров;

6) возмещение части затрат, связанных с посадкой и уходными работами за ягодными культурами, выращиванием их посадочного материала, с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации, – в размере 50 процентов от стоимости выполненных работ при наличии на начало текущего года не менее одного гектара ягодных культур;

7) возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования систем мелиоративного орошения сада, ягодных культур, питомника, его шефмонтажом, пусконаладочными работами, с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации, – в размере 50 процентов от стоимости оборудования и выполненных работ;

8) возмещение части затрат, связанных с приобретением у российских производителей элитных семян сельскохозяйственных культур, – по перечню и в размере ставок, устанавливаемых уполномоченным органом;

9) произведенные, реализованные объемы молока, мяса скота и птицы, яиц, рыбы, шерсти, молодняка скота и птицы, семени сельскохозяйственных животных – в размере ставок, устанавливаемых уполномоченным органом;

10) содержание местных районированных и редких пород сельскохозяйственных животных и птицы, рыбы, пчеловодства, шелководства – в размере ставок, устанавливаемых уполномоченным органом;

11) производство винограда и винодельческой продукции – в соответствии с Законом Ставропольского края от 17 мая 2004 года № 29-кз «О государственной поддержке производства винограда и винодельческой продукции в Ставропольском крае»;

12) повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения – в соответствии с Законом Ставропольского края от 15 мая 2006 года № 31-кз «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае».

В статье 10 Закона Ставропольского края «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае» предусматривается государственная поддержка технической модернизации сельскохозяйственного производства края, которая оказывается в форме субсидий на:

1) компенсацию части лизинговых платежей за машиностроительную продукцию, поставленную по договору финансовой аренды (лизинга), – ежеквартально в размере 10 процентов от остаточной стоимости предмета лизинга, являющейся частью лизинговых платежей;

2) возмещение части стоимости приобретенных технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства края по перечню, ежегодно утверждаемому Правительством Ставропольского края, – в размере 20 процентов их стоимости, за исключением поставленных по договору финансовой аренды (лизинга).

Помимо вышеуказанных форм поддержки, крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставляется государственная поддержка в форме субсидий на:

1) возмещение части затрат на строительство, реконструкцию животноводческих помещений, проведение линий электропередач, водоснабжения и подъездных путей к ним, с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации, – в размере 50 процентов от стоимости выполненных работ;

2) возмещение части первоначального лизингового взноса при приобретении сельскохозяйственной техники и племенного скота – в размере 50 процентов.

Государственная поддержка личных подсобных хозяйств в Ставропольском крае осуществляется в форме предоставления субсидий на:

1) возмещение части затрат за реализуемые объемы животноводческой продукции – в размере ставок, устанавливаемых уполномоченным органом;

2) возмещение части затрат на оплату услуг по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных – в размере ставок, устанавливаемых уполномоченным органом.

В Ставропольском крае осуществляется государственная поддержка научного потенциала в сельскохозяйственном производстве края в форме финансирования расходов на разработку и внедрение научно-технических и инновационных программ и проектов в сельскохозяйственном производстве края.

Кроме того, в соответствии со статьей 15 Закона Ставропольского края «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае» субъектам государственной поддержки края могут устанавливаться налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

В Законе Новосибирской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» предусматриваются различные меры поддержки, которые могут предоставляться сельскохозяйственным производителям в различных сферах сельскохозяйственного производства – растениеводства, животноводства, рыболовства.

Согласно статье 10 этого закона государственная поддержка производства продукции растениеводства предоставляется на возмещение:

1) 50 процентов стоимости приобретенных оригинальных и элитных семян и 30 процентов стоимости приобретенных семян первой репродукции, районированных на территории Новосибирской области;

2) 20 процентов стоимости приобретенных минеральных удобрений, биологических и химических средств защиты растений;

3) 10 процентов уплаченной страховой премии (страхового взноса) по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений.

4) в иных случаях, установленных Администрацией Новосибирской области.

В статье 11 Закона Новосибирской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» устанавливаются меры государственной поддержки производства продукции животноводства в форме возмещения:

1) 20 процентов стоимости приобретенных (включая приобретенных по лизингу) племенных животных, в том числе пушных зверей, птицы, рыбы;

2) 50 процентов стоимости приобретенного семени племенных животных-производителей;

3) полной стоимости жидкого азота, приобретенного для хранения семени племенных животных-производителей;

4) 50 процентов стоимости приобретенного рыбопосадочного материала для зарыбления прудов.

В сфере производства продукции промышленного рыбоводства государственная поддержка предоставляется на возмещение:

1) 75 процентов нормативных затрат на выращивание рыбопосадочного материала, используемого для зарыбления водных объектов (за исключением прудов);

2) 50 процентов нормативных затрат на выращивание рыбопосадочного материала сарбоянской породы карпа, используемого для зарыбления зимовальных прудов.

Согласно части 1 статьи 13 этого закона государственная поддержка при кредитовании сельскохозяйственного производства на срок до одного года на пополнение оборотных средств под залог зерна предоставляется субъектам сельскохозяйственного производства на возмещение 20 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора. Государственная поддержка предоставляется по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

Порядок предоставления субсидий и перечень документов, необходимых для получения государственной поддержки, устанавливаются администрацией Новосибирской области.

В соответствии со статьей 15 Закона Новосибирской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» государственная поддержка предоставляется на:

1) строительство жилья для специалистов, работающих в организациях, осуществляющих сельскохозяйственное производство;

2) строительство и ремонт систем водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, используемых для нужд сельскохозяйственного производства;

3) строительство и ремонт дорог, используемых субъектами государственной поддержки для обеспечения технологических нужд;

4) строительство асфальтобетонных площадок для хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции на зернотоках, зерноскладах, овощехранилищах.

Согласно статье 16 Закона Новосибирской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» образовательным учреждениям высшего и среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, расположенным на территории Новосибирской области, предоставляется государственная поддержка:

1) на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов организаций, осуществляющих сельскохозяйственное производство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств;

2) на обучение студентов по сельскохозяйственным специальностям по целевому набору на основании контрактов.

 

 

3. Меры государственной поддержки, предоставляемые руководителям, главным и молодым специалистам сельскохозяйственных организаций в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации

 

Согласно статьям 4 – 7 Закона Волгоградской области «О государственной поддержке руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Волгоградской области» устанавливаются следующие меры государственной поддержки:

1) повышение профессиональной квалификации руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных организаций в возрасте до 45 лет, имеющих высшее профессиональное образование и опыт работы по занимаемой должности не менее пяти лет, за счет средств областного бюджета в размере 50 процентов стоимости повышения профессиональной квалификации;

2) ежемесячная доплата руководителям, избранным (назначенным) в убыточные сельскохозяйственные организации сроком на один год в размере 7800 рублей;

3) ежемесячная доплата молодым специалистам сельскохозяйственных организаций на срок не более двух лет в следующих размерах:

имеющим высшее профессиональное образование – 7800 рублей;

имеющим среднее профессиональное образование – 5200 рублей.

4) ежемесячная доплата руководителям сельскохозяйственных организаций, проработавшим в этой должности не менее 15 лет и достигшим 60-летнего возраста мужчинам и не менее 10 лет и достигшим 55-летнего возраста женщинам, включая лиц, ранее работавших руководителями сельскохозяйственных организаций, в размере 5200 рублей, а также за каждый год работы в этой должности более 15 лет мужчинам и более 10 лет женщинам – 215 рублей.

В Законе Тверской области «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Тверской области» устанавливаются следующие меры поддержки руководителям и молодым специалистам сельскохозяйственных организаций Тверской области:

1) молодому специалисту, принятому на работу в сельскохозяйственную организацию, за счет средств областного бюджета ежемесячные денежные выплаты в размере 10000 рублей специалисту с высшим образованием и 8000 рублей специалисту со средним специальным образованием в течение трех лет со дня заключения первого трудового договора с сельскохозяйственной организацией после окончания учебного заведения, а также единовременная материальная помощь в следующих размерах:

при поступлении на работу – 20000 рублей;

по окончании второго года работы – 10000 рублей;

по окончании третьего года работы – 5000 рублей.

2) ежемесячная доплата к государственной пенсии руководителям сельскохозяйственных организаций за счет средств областного бюджета в порядке и на условиях, предусмотренных Положением о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии руководителям сельскохозяйственных организаций Тверской области.

Согласно статье 16 Закона Новосибирской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» руководителям сельскохозяйственных организаций, проработавшим в этой должности не менее 15 лет, при достижении пенсионного возраста и выходе на пенсию с этой должности, устанавливается пенсия за выслугу лет дополнительно к трудовой пенсии по старости в размере девяти минимальных размеров оплаты труда исходя из базовой суммы, установленной федеральным законодательством для социальных выплат, ежемесячно за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Кроме того, молодым специалистам – выпускникам учреждений среднего и высшего профессионального образования, принятым на работу в организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство, предоставляются следующие меры государственной поддержки из областного бюджета Новосибирской области исходя из базовой суммы, установленной федеральным законодательством для социальных выплат:

1) единовременная выплата в размере 200 минимальных размеров оплаты труда;

2) в течение двух лет ежемесячные выплаты в размере двадцати минимальных размеров оплаты труда выпускникам учреждений высшего профессионального образования и пятнадцати минимальных размеров оплаты труда выпускникам учреждений среднего профессионального образования.

 

 

Заключение

 

В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы, которыми регламентированы отношения по предоставлению государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного производства.

В законах субъектов Российской Федерации применяется два различных механизма определения категорий лиц, которым может предоставляться государственная поддержка субъекта Российской Федерации. Во-первых, определение категорий указанных лиц производится непосредственно в тексте закона субъекта Российской Федерации (Хабаровский край, Кемеровская, Новосибирская области, Республика Бурятия и другие). Во-вторых, государственная поддержка оказывается лицам, круг которых определен в подзаконных актах субъекта Российской Федерации (например, согласно статье 5 Закона Челябинской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства» категории получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Челябинской области).

В законодательстве субъектов Российской Федерации используются различные подходы в решении вопроса определения категорий лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки:

1) государственная поддержка субъекта Российской Федерации предоставляется тем же категориям лиц, которые указаны в статье 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (Тульская, Томская и Смоленская области, Ставропольский край);

2) государственная поддержка субъекта Российской Федерации предоставляется иным категориям лиц:

более широкому кругу субъектов, нежели это предусмотрено федеральным законодательством (Хабаровский край, Кемеровская, Новосибирская области, Республика Бурятия),

государственная поддержка предоставляется физическим и юридическим лицам, занятым в отдельных отраслях сельскохозяйственного производства (Курганская область),

государственная поддержка предоставляется юридическим лицам конкретных организационно-правовых форм (Калужская область, Республики Саха (Якутия), Башкортостан, Калмыкия),

государственная поддержка предоставляется физическим лицам, занимающимся личным подсобным хозяйством (Алтайский край),

государственная поддержка предоставляется физическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере сельскохозяйственного производства (Волгоградская, Новосибирская и Тверская области).

В законодательстве субъектов Российской Федерации применяются различные меры государственной поддержки субъектов сельскохозяйственного производства – меры, предусмотренные бюджетным законодательством (субсидии), информационное обеспечение и другие.

Необходимо обратить внимание, что в законах некоторых субъектов Российской Федерации устанавливается, что государственная поддержка юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, осуществляется путем предоставления бюджетных кредитов. Однако данное положение противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Согласно части первой пункта 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, но с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. В части четвертой пункта 1 статьи 93.2 Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам, а также в случае возникновения финансовых обязательств иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором (глава 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Необходимо обратить внимание, что из всех законов Свердловской области были исключены положения, касающиеся выдачи бюджетных кредитов юридическим лицам. Данные положения содержались, в частности, в Законе Свердловской области от 4 февраля 2008 года № 7-ОЗ «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области».

 

* При подготовке обзора использовалась справочно-информационная система «Консультант Плюс».