Обзор
законодательства Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации
о государственной поддержке молодежи
и молодежных организаций

подготовлен
консультантом Уральского института регионального законодательства
Эмихом М.В.

г.Екатеринбург, 2009 г.

 

Содержание

Введение

1. Молодежные организации, молодежь (молодые граждане) – получатели мер государственной поддержки, предоставляемой им в соответствии с законами субъектов Российской Федерации 

2. Формы и направления государственной поддержки молодежных организаций и молодежи (молодых граждан) в субъектах Российской Федерации

3. Предоставление государственной поддержки отдельным категориям молодых граждан в субъектах Российской Федерации

3.1 Государственная поддержка талантливой молодежи, предоставляемая в со-ответствии с законодательством Белгородской, Курской и Сахалинской областей

3.2 Дополнительные меры социальной поддержки детей и молодежи, предоставляемые в соответствии с законодательством города федерального значения Санкт-Петербург

Заключение

 


Введение

 

Обзор законодательства Российской Федерации и законодательства субъ-ектов Российской Федерации о государственной поддержке молодежи и моло-дежных организаций подготовлен по предложению Комитета по социальной политике Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области. Цель обзора – обобщение практики регулирования общественных отношений, связанных с предоставлением государственной поддержки молодежным орга-низациям, а также молодым гражданам в законодательстве субъектов Россий-ской Федерации.

Государственная поддержка молодежных организа-ций в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских об-щественных объединений» (с последующими изменениями). В соответствии с пунктом 2 статьи 2 данного Федерального закона вопросы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений в субъектах Российской Федерации регулируются законодательством субъектов Рос-сийской Федерации.

Законодательное регулирование государственной поддержки молодежных организаций, а также молодежи в субъектах Россий-ской Федерации представлено в следующих вариантах:

1) приняты единые законы, регулирующие предоставление государственной поддержки молодежным организациям, а также молодежи. Например, в Ростовской облас-ти принят Областной закон от 22 октября 2004 года № 167-ЗС «О государст-венной поддержке молодежи, молодежных и детских общественных объедине-ний в Ростовской области» (с последующими изменениями);

2) государ-ственная поддержка молодежных организаций и молодежи регулируется от-дельными законами. Например, Закон Белгородской области от 7 июля 1997 года № 123 «О государственной поддержке молодежных и детских обществен-ных объединений в Белгородской области» (с последующими изменениями) и Закон Белгородской области от 9 января 1996 года № 44 «О государственной поддержке талантливой молодежи»;

3) в большинстве же субъектов Российской Федерации отдельными законами регулируется предоставление мер государственной поддержки только молодежным организациям, а ме-ры государственной поддержки молодежи, как правило, закреплены в отрасле-вых законах, в частности, в законах регулирующих, образовательную деятель-ность.

В обзоре приведены нормы законодательства субъектов Россий-ской Федерации, регулирующие критерии отбора молодежных организаций и молодых граждан, являющихся получателями мер государственной поддержки, формы и направления государственной поддержки указанных субъектов, а так-же предоставление государственной поддержки отдельным категориям моло-дых граждан. Необходимо отметить, что в части предоставления мер государ-ственной поддержки молодежи при подготовке обзора предметом исследования выступали законы, предметом регулирования которых является только предос-тавление мер государственной поддержки молодежным и детским обществен-ным объединениям, т.е. молодежным организациям, а также молодежи

 

 

1. Молодежные организации, молодежь (молодые граждане) – получатели мер государственной поддержки, предоставляемой им в соответствии с за-конами субъектов Российской Федерации

 

1. В соответствии с Законом Республики Адыгея от 18 февраля 2004 года № 206 «О государственной поддержке молодежи в Республике Адыгея» (с последующими изменениями) меры государственной поддержки предоставляются:

молодежи (молодым гражданам) – лицам в возрасте от четырнадцати до тридцати лет;

молодым семьям – семьям в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг возраста тридцати лет, а также неполным семьям с детьми, в которых мать или отец не достигли возраста тридцати лет;

молодежным общественным объединениям – объединениям граждан в возрасте до тридцати лет, объединившимся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социального становления и развития членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод;

детским общественным объединениям – объединениям, в которые входят граждане в возрасте до восемнадцати лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

Законом также предусмотрены дополнительные требования, предъявляемые к получателям отдельных мер государственной поддержки. Так, в нем указано, что государственная поддержка предпринимательской деятельности молодых граждан осуществляется в отношении:

1) совершеннолетних молодых граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

2) коммерческих организаций независимо от их организационно-правовой формы (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующих следующим условиям:

а) не менее восьмидесяти процентов работников организации (в том числе работающих по гражданско-правовым договорам) составляют молодые граждане;

б) в уставном (складочном) капитале организации доля учредителей (участников), являющихся молодыми гражданами, составляет не менее пятидесяти процентов.

2. В Ленинградской области в соответствии с Областным законом от 16 июня 1999 года № 37-оз «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений, общественных объединений, реализующих молодежную политику на территории Ленинградской области» (с последующими изменениями) получателями мер государственной поддержки являются:

молодежные и детские общественные объединения;

общественные объединения, реализующие программы (проекты) по решению различных проблем детей и молодежи, их социальному становлению, адаптации, развитию и самореализации в общественной жизни на территории Ленинградской области.

Необходимо отметить, что Законом устанавливаются дополнительные требования к получателям мер государственной поддержки в зависимости от вида этих мер:

1) финансирование программы или проекта, представленного молодежным и детским общественным объединениям, а также общественным объединениям, реализующим программы (проекты) по решению различных проблем детей и молодежи, их социальному становлению, адаптации, развитию и самореализации в общественной жизни на территории Ленинградской области, осуществляется при соблюдении общественным объединением следующих условий:

объединение является юридическим лицом и действует не менее шести месяцев с даты его государственной регистрации;

заявленная объединением для финансирования программа или проект предусматривает участие в нем не менее 60 детей и (или) молодых граждан в возрасте до 30 лет, проживающих на территории Ленинградской области;

объединение на день заключения договора не имеет задолженностей перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами.

2) выделение субсидий молодежным и детским общественным организациям и движениям, действующим на территории Ленинградской области, осуществляется при соблюдении ими следующих условий:

организация или движение является юридическим лицом и действует не менее одного года с момента его государственной регистрации;

организация или движение имеет свои отделения, филиалы не менее чем в трех муниципальных образованиях Ленинградской области;

численность членов организации в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих в Ленинградской области, превышает 50 человек;

число членов и участников движения в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих в Ленинградской области, превышает 150 человек.

Кроме того, в Областном законе «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений, общественных объединений, реализующих молодежную политику на территории Ленинградской области» указано, что субсидии не выделяются:

общественным объединениям, не являющимся молодежными или детскими;

молодежным и детским общественным фондам и учреждениям;

молодежным и детским объединениям, осуществляющим коммерческую деятельность;

молодежным религиозным объединениям;

молодежным общественным объединениям, являющимся профессиональными союзами;

молодежным и детским общественным объединениям, преследующим политические цели;

молодежным и детским общественным объединениям, учрежденным или созданным общественными объединениями, преследующими политические цели.

3. В соответствии с Законом Алтайского края от 6 апреля 1998 года № 19-ЗС «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Алтайском крае» (с последующими изменениями) государственная поддержка оказывается зарегистрированным в установленном законом порядке:

молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод;

детским объединениям, в которые входят несовершеннолетние и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

Государственная поддержка молодежных и детских объединений осуществляется при наличии следующих условий:

объединение является юридическим лицом и действует не менее одного года с момента его государственной регистрации в территориальном федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации общественных объединений;

объединение насчитывает не менее 300 членов (участников) и имеет районные и городские отделения, либо заявленный объединением для финансирования проект (программа) предусматривает предоставление социальных услуг не менее чем для 300 детей и (или) молодых граждан.

Необходимо отметить, что вхождение молодежного или детского объединения в ассоциацию (союз) с другими молодежными или детскими общественными объединениями при сохранении им организационной самостоятельности не может служить основанием для исключения его из числа объектов государственной поддержки.

Кроме того, указано, что действие названного Закона не распространяется на:

молодежные и детские коммерческие организации;

молодежные и детские религиозные организации;

молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами;

молодежные и детские объединения, учреждаемые либо создаваемые политическими партиями.

4. В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 1 декабря 1997 года № 51-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Марий Эл» (с последующими изменениями) государственная поддержка может оказываться молодежным и детским объединениям, зарегистрированным на территории Республики Марий Эл в установленном законом порядке и обратившимся за такой поддержкой к органам исполнительной власти Республики Марий Эл.

Молодежным объединением признается объединение граждан, достигших возраста 14 лет, объединившихся на основе общности интересов при условии, что число членов или участников объединения в возрасте старше 30 лет не превышает 10 процентов от его состава.

Молодежным объединением признается также ассоциация (союз) молодежных объединений или объединение молодежных и иных общественных объединений при условии, что число членов или участников иных объединений не превышает 10 процентов от его состава.

Детским объединением признается объединение, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет, объединившиеся для совместной деятельности на основе общности интересов. Число членов, достигших 18 лет, не может превышать 10 процентов от общего числа членов детского объединения.

Детским объединением признается также ассоциация (союз) детских объединений или объединение детских и иных общественных объединений при условии, что число членов или участников иных объединений не превышает 10 процентов от его состава.

Государственная поддержка молодежных и детских объединений, действующих на территории Республики Марий Эл, осуществляется при соблюдении ими следующих условий:

объединение или его отделение является юридическим лицом и действует не менее одного года с момента его государственной регистрации в Республике Марий Эл;

в объединении насчитывается не менее 100 членов;

деятельность объединения или его отделения соответствует приоритетным направлениям государственной молодежной политики, реализуемой на территории Республики Марий Эл.

5. Законом Законе Омской области от 6 мая 1996 года № 51-ОЗ «О поддержке детских и молодежных общественных объединений в Омской области» (с последующими изменениями) установлено, что государственная поддержка может оказываться зарегистрированным в установленном законом порядке детским и молодежным общественным объединениям, обратившимся в органы государственной власти Омской области за такой поддержкой.

Поддержка органами государственной власти Омской области детских и молодежных общественных объединений осуществляется при соблюдении ими следующих условий:

а) объединение является юридическим лицом и действует не менее шести месяцев со дня государственной регистрации;

б) в объединении насчитывается не менее 50 человек, либо предъявленный объединением проект (программа) предусматривает предоставление социальных услуг не менее чем 50 детям и (или) молодым гражданам;

в) объединение включено в Областной реестр детских и молодежных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой;

г) устав детского объединения содержит положение, устанавливающее, что численность совершеннолетних членов объединения должна составлять не более одной трети от общего количества членов объединения;

д) устав молодежного общественного объединения содержит норму об исключении из членов данного объединения лиц, достигших 30 лет;

е) устав объединения содержит норму фиксированного членства.

6. В соответствии с Законом Ярославской области от 29 ноября 1996 года № 20-з «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений на территории Ярославской области» (с последующими изменениями) меры государственной поддержки предоставляются молодежным общественным объединениям (общественное объединение, в которое входят граждане в возрасте до 30 лет, объединившиеся на основе общности интересов) и детским общественным объединениям (общественное объединение, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности). В детском объединении численность совершеннолетних граждан не должна превышать 15 процентов состава членов и участников детского объединения. Меры государственной поддержки предоставляются при наличии следующих условий:

молодежное или детское общественное объединение является региональным молодежным или детским общественным объединением, деятельность которого в соответствии с уставными целями осуществляется в пределах Ярославской области либо отделением молодежных или детских межрегиональных, общероссийских и международных общественных объединений, деятельность которого в соответствии с уставом общественного объединения или уставом отделения общественного объединения осуществляется на территории Ярославской области;

объединение является юридическим лицом и действует не менее одного года с момента его государственной регистрации;

в объединении насчитывается не менее 150 членов;

объединение не имеет задолженности по налогам и иным обязательным платежам;

объединение не имеет просроченной задолженности перед иными кредиторами.

 


 

2. Формы и направления государственной поддержки молодежных органи-заций и молодежи (молодых граждан) в субъектах Российской Федерации

 

Согласно Закону Республики Адыгея «О государственной поддержке молодежи в Республике Адыгея» основными направлениями государственной поддержки молодежи являются:

1) государственное содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд, а именно государственное содействие решению проблемы занятости молодежи и государственная поддержка предпринимательской деятельности молодых граждан. Государственное содействие решению проблемы занятости молодежи направлено на:

обеспечение занятости молодежи с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся в Республике Адыгея видов занятости;

обеспечение равных возможностей для молодых граждан в реализации права на добровольный труд и свободный выбор рода деятельности;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы молодых граждан;

содействие развитию способностей к производительному и творческому труду;

обеспечение социальной защиты молодежи в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости молодых граждан, испытывающих трудности в поиске работы и нуждающихся в социальной защите, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, которые сохраняют действующие и создают новые рабочие места для молодых граждан, испытывающих трудности в поиске работы и нуждающихся в социальной защите;

координацию деятельности профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости молодежи;

2) социальное обслуживание молодых граждан путем предоставления следующих социальных услуг:

консультирования молодых граждан по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

помощи в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим молодым гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах;

других социальных услуг, оказываемых в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке;

3) государственная поддержка молодых малообеспеченных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривает предоставление молодым малообеспеченным семьям субсидий на строительство или приобретение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) государственная поддержка научной, творческой и инновационной деятельности молодых граждан в Республике Адыгея в следующих формах:

содействие практическому внедрению разработок молодых ученых;

обеспечение участия представителей талантливой молодежи во всероссийских, межрегиональных, республиканских и международных конкурсах творчества молодежи;

содействие в организации и проведении мероприятий по трудоустройству и профессиональной адаптации молодых ученых и специалистов;

установление за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея стипендий, премий, пособий для талантливых детей и молодежи;

5) создание условий для гражданского становления, духовного и физического развития молодежи, осуществляемое по следующим направлениям:

формирование гражданского и патриотического сознания молодежи, воспитание любви к большой и малой Родине, уважения к традициям общества и ответственности за их сохранение и приумножение; духовно-нравственное развитие молодежи;

физическое развитие и формирование морально-волевых качеств молодых граждан; привлечение молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, популяризация массовых видов спорта, формирование жизненно важных навыков и знаний в области физической культуры; привлечение молодежи к туризму как наиболее доступному и массовому виду активного отдыха;

пропаганда здорового образа жизни; формирование негативного отношения к употреблению табака, алкоголя, наркотиков; выпуск специальной литературы, направленной на повышение уровня знаний молодежи (в том числе подростков) о вреде употребления табака, алкоголя, наркотиков, а также об опасности СПИДа;

допризывная подготовка молодежи; проведение военно-полевых сборов, соревнований по военно-прикладным видам спорта и других военно-патриотических мероприятий;

различные формы увековечения памяти погибших при защите Отечества;

воспитание правовой культуры молодых граждан; создание условий для оказания консультативной помощи в сфере защиты конституционных прав и законных интересов молодых граждан; анализ и совершенствование законодательства в области молодежной политики;

разработка наиболее эффективных методов правовой защиты молодежи;

а также по иным направлениям;

6) организация летнего отдыха и оздоровления детей и молодежи, а также государственная поддержка в области молодежного туризма.

Государственная поддержка молодежным и детским общественным объединениям осуществляется в форме:

информационного обеспечения, подготовки и переподготовки кадров для молодежных и детских общественных объединений;

государственной поддержки на конкурсной основе проектов, программ молодежных и детских общественных объединений;

выделения субсидий молодежным и детским общественным объединениям.

2. В Ленинградской области устанавливаются следующие формы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, а также общественных объединений, реализующих программы (проекты) по решению различных проблем детей и молодежи, их социальному становлению, адаптации, развитию и самореализации в общественной жизни на территории Ленинградской области:

1) привлечение молодежных и детских общественных объединений, а также общественных объединений, реализующих программы (проекты) по решению различных проблем детей и молодежи, их социальному становлению, адаптации, развитию и самореализации в общественной жизни на территории Ленинградской области, к выполнению государственного заказа на создание социальных служб, информационных и других молодежных центров и центров досуга для детей и молодежи, на разработку и реализацию программ (проектов) по организации социальной работы, дополнительного образования, летней оздоровительной работы, деятельности в сфере культуры, здравоохранения, экологии, деятельности по предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи, а также на осуществление научных исследований и иных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики.

Договоры на выполнение государственного заказа заключаются с молодежными и детскими общественными объединениями, а также общественными объединениями, реализующими программы (проекты) по решению различных проблем детей и молодежи, их социальному становлению, адаптации, развитию и самореализации в общественной жизни на территории Ленинградской области, по итогам конкурса;

2) государственная поддержка программ и проектов молодежных и детских общественных объединений, а также общественных объединений, реализующих программы (проекты) по решению различных проблем детей и молодежи, их социальному становлению, адаптации, развитию и самореализации в общественной жизни на территории Ленинградской области, путем долевого участия в финансировании данных программ и проектов по результатам проведенного конкурса. Конкурсная программа (проект) должна отражать цель, основные задачи, содержание и план реализации данной программы (проекта) и предусматривать участие инициатора этого проекта или программы в его реализации. Расходы на финансирование программы или проекта из средств областного бюджета Ленинградской области не должны превышать двух третей от общей суммы расходов по данной программе или проекту;

3) выделение субсидий молодежным и детским объединениям, которые могут расходоваться на обеспечение текущей деятельности молодежного и детского общественного объединения в соответствии с его уставными документами, включая арендную плату всех видов, оплату услуг связи, канцелярские и хозяйственные расходы;

4) предоставление молодежным и детским общественным объединениям, а также общественным объединениям, реализующим программы (проекты) по решению различных проблем детей и молодежи, их социальному становлению, адаптации, развитию и самореализации в общественной жизни на территории Ленинградской области, поручительства перед кредитными учреждениями за возврат кредитов, предоставляемых объединениям для реализации программ и проектов в сфере молодежной политики;

5) организация органом исполнительной власти Ленинградской области, реализующим государственную молодежную политику, подготовку и переподготовку кадров молодежных и детских общественных объединений, а также общественных объединений, реализующих программы (проекты) по решению различных проблем детей и молодежи, их социальному становлению, адаптации, развитию и самореализации в общественной жизни на территории Ленинградской области;

6) другие формы, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Ленинградской области и актами органов местного самоуправления.

Необходимо отметить, что все формы государственной финансовой поддержки молодежных общественных объединений осуществляются только на конкурсной основе.

3. Законом Алтайского края «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Алтайском крае» установлено, что молодежным и детским объединениям предоставляются следующие меры государственной поддержки:

1) налоговые льготы, установленными налоговым законодательством;

2) наделение имуществом, находящимся в краевой собственности;

3) привлечение молодежных и детских объединений к выполнению государственного (муниципального) заказа на создание социальных служб, информационных, инновационных центров и центров досуга для детей и молодежи, на разработку и реализацию проектов (программ) по организации социальной работы, дополнительного образования, деятельности в сфере культуры, здравоохранения, экологии, деятельности по предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи, а также на научные исследования и осуществление иных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики;

4) финансовая поддержка проектов (программ) молодежных и детских объединений.

Также в Алтайском крае разрабатываются программы государственной поддержки молодежных и детских объединений с учетом предложений этих объединений. Меры государственной поддержки молодежных и детских объединений могут предусматриваться также в разделах (подпрограммах) и пунктах краевых программ в области государственной молодежной политики и защиты детства и других социальных программах.

Указано также, что в Алтайском крае могут приниматься совместные программы органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления в области государственной молодежной политики.

4. В соответствии с Законом Томской области от 10 апреля 2006 года № 53-ОЗ О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений на территории Томской области» (с последующими изменениями) формами государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений являются:

1) информационное обеспечение, методическая помощь, подготовка и переподготовка кадров молодежных и детских объединений;

2) государственная поддержка программ и проектов молодежных и детских объединений;

3) финансирование мероприятий по поддержке молодежных и детских объединений;

4) предоставление областного государственного имущества в аренду и безвозмездное пользование.

5. В Законе Саратовской области от 23 июля 1998 года № 38-ЗСО «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» установлено, что к мерам государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений относятся:

1) информационное обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских общественных объединений;

2) государственная поддержка проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений;

3) проведение ежегодного областного молодежного форума, приуроченного к празднованию Международного дня молодежи, основной целью которого является привлечение общественного внимания к деятельности молодежных и детских объединений;

4) поощрения руководителей, членов и участников молодежных и детских общественных объединений путем награждения Почетной грамотой Губернатора области, Почетной грамотой областной Думы, Почетной грамотой органа исполнительной государственной власти области в сфере молодежной политики.


 

3. Предоставление государственной поддержки отдельным категориям молодых граждан в субъектах Российской Федерации

 

3.1 Государственная поддержка талантливой молодежи, предоставляемая в соответствии с законодательством Белгородской, Курской и Сахалинской областей

 

1. Согласно Закону Белгородской области от 9 января 1996 года № 44 «О государственной поддержке талантливой молодежи» меры государственной поддержки предоставляются молодым гражданам (молодежи), проживающим постоянно на территории Белгородской области, в возрасте до 30 лет, обладающим исключительными творческими способностями, талантом и добивающимся высоких результатов в области науки, техники, образования, искусства, культуры, спорта, а также творческим молодежным коллективам, добившимся высоких результатов, занявшим призовые места на различных конкурсах, смотрах, соревнованиях, выставках.

Государственная поддержка талантливой молодежи в сфере образования, культуры, искусства, науки и техники считается приоритетной государственной задачей по реализации молодежной политики.

К мерам государственной финансовой и материальной поддержки талантливой молодежи относятся:

1) присуждение ежегодных стипендий;

2) направление на учебу, отечественные и зарубежные конкурсы, соревнования, фестивали, стажировки;

3) организация концертов-презентаций, выставок-презентаций творческой молодежи, мастер-классов;

4) приобретение музыкальных инструментов для музыкальных школ, студий, а также для одаренных детей-победителей различных конкурсов, инвентаря и оборудования для молодежных объединений, секций, студий;

5) предоставление льготных кредитов.

К мерам государственной финансовой и материальной поддержки творческих молодежных коллективов относится поддержка проектов (программ) творческих молодежных коллективов в области науки и техники, образования, культуры, искусства, спорта, осуществляемая органами государственной власти на конкурсной основе.

Кроме того, в указанном Законе предусмотрено, что создаются областной и местные фонды поддержки талантливой молодежи в целях развития творческих способностей молодежи, содействия ее научно-технической и инновационной деятельности, а также расширения международного сотрудничества.

Основными задачами областного, местных фондов являются создание необходимых организационных, экономических условий для возрождения интеллектуального потенциала Белгородской области и России в целом, развитие творческих способностей подростков и молодежи, поиск, поддержка и социальная защита талантливой молодежи.

В целях выполнения этих задач фонд осуществляет следующие функции:

1) принимает участие в формировании и реализации международных, федеральных научно-технических, социальных и других программ, в том числе программ развития и обеспечения творческой, научно-технической и инновационной деятельности молодежи;

2) осуществляет поиск наиболее талантливых и одаренных подростков, молодежи, содействует раскрытию их способностей, развитию интеллекта, дальнейшему специальному образованию;

3) организует и обеспечивает специализированное обучение одаренной молодежи в учебных заведениях Белгородской области и России, направляет за рубеж школьников, учащихся и студентов, аспирантов и соискателей для обучения, назначает стипендии, оказывает им материальную помощь;

4) осуществляет материально-техническое и методическое обеспечение творческой, научно-технической и инновационной деятельности предприятий фонда, оказывает помощь школам, училищам, внешкольным и дошкольным учреждениям образования в развитии творческих способностей детей и подростков;

5) развивает и углубляет международное сотрудничество, направляет своих представителей в зарубежные учебные заведения и школы, организует прием представителей инофирм;

6) осуществляет финансирование разработок, проектов, оказание консультационных, патентных, посреднических услуг творческим коллективам, исследовательским группам, отдельным молодым ученым, изобретателям и рационализаторам, образовательным учреждениям, предприятиям и организациям;

7) исследует проблемы развития творчества молодежи, изучает и распространяет зарубежный опыт организации государственного содействия творческой и инновационной деятельности;

8) организует областные конференции, симпозиумы, выставки, ярмарки, конкурсы, соревнования, турниры, осуществляет представление на них разработок молодых специалистов и ученых, студентов и учащихся, творческих коллективов, принимает участие в подобных мероприятиях, проводимых другими организациями;

9) формирует банки данных по различным направлениям деятельности фонда;

10) осуществляет рекламно-информационную и издательскую деятельность, учреждает печатные органы;

11) осуществляет правовое обеспечение участников фонда, оказывает им юридические и аудиторские услуги.

2. В соответствии с Законом Курской области от 18 марта 2002 года № 17-ЗКО «О государственной поддержке талантливой молодежи» (с последующими изменениями) государственная поддержка предоставляется молодым гражданам в возрасте от 14 до 30 лет, обладающим исключительными творческими способностями, талантом и добивающимся высоких результатов в области науки, образования, искусства, культуры и спорта.

Основными направлениями государственной поддержки талантливой молодежи являются:

1) присуждение ежегодных стипендий Курской областной Думы и (или) Администрации Курской области, премий Губернатора Курской области;

2) направление на учебу, стажировки, отечественные и зарубежные конкурсы, соревнования, фестивали, конференции, форумы, турниры, чемпионаты, выставки и другие мероприятия по поддержке талантливой молодежи;

3) организация и проведение концертов, выставок творческой молодежи, мастер-классов, конференций, форумов, конкурсов, фестивалей, соревнований, турниров, чемпионатов и других мероприятий по поддержке талантливой молодежи;

4) приобретение и вручение оргтехники, музыкальных инструментов, книг и спортинвентаря, а также призов, кубков, медалей и памятных подарков победителям и участникам конкурсов, фестивалей, соревнований, турниров, чемпионатов, выставок, конференций, форумов и других мероприятий по поддержке талантливой молодежи.

3. В соответствии с Законом Сахалинской области от 5 июля 2007 года № 75-ЗО «О премиях Сахалинской области для поддержки талантливой молодежи» для поддержки талантливой молодежи учреждаются премии Сахалинской области, которые присуждаются победителям, призерам и участникам мероприятий, проводимых на конкурсной основе.

Премии присуждаются лицам в возрасте от 14 до 30 лет, проживающим на территории Сахалинской области, являющимся педагогическими работниками, обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений, расположенных на территории Сахалинской области. Порядок присуждения премий утверждается администрацией Сахалинской области.

Предельный размер ежегодно присуждаемых премий составляет:

1) 60 тысяч рублей каждая – победителям, призерам и участникам международных мероприятий;

2) 30 тысяч рублей каждая – победителям, призерам и участникам всероссийских и межрегиональных мероприятий;

3) 15 тысяч рублей каждая – победителям и призерам иных мероприятий.

Перечень мероприятий, проводимых на конкурсной основе, по итогам которых присуждаются премии, количество и размер премий ежегодно утверждаются администрацией Сахалинской области.

Лицам, удостоенным премии, вручается диплом лауреата премии, подписанный Губернатором Сахалинской области.

 

 

3.2 Дополнительные меры социальной поддержки детей и молодежи, предоставляемые в соответствии с законодательством города федерального значения Санкт-Петербург

 

В городе федерального значения Санкт-Петербурге отношения в сфере государственной поддержки, предоставляемой молодым гражданам, молодежным и детским общественным объединениям, регулируется Законом Санкт-Петербурга от 30 мая 2005 года № 222-26 «О дополнительных мерах социальной поддержки детей и молодежи в Санкт-Петербурге» (с последующими изменениями). В статьях 1 – 2 указанного Закона установлены следующие меры поддержки:

1) право на проезд на пассажирском транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге (трамвай, троллейбус, автобус, метро) за счет средств бюджета Санкт-Петербурга имеют:

дети-инвалиды и одно лицо, сопровождающее ребенка-инвалида;

дети из многодетных семей, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях всех типов и видов, расположенных в Санкт-Петербурге, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования;

дети, получающие пенсию по случаю потери кормильца;

2) право на бесплатный проезд на метро в Санкт-Петербурге за счет средств бюджета Санкт-Петербурга имеют дети, являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие место жительства в Санкт-Петербурге, до достижения ими возраста семи лет.

3) право на приобретение месячных именных единых (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билетов имеют:

студенты, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, расположенных в Санкт-Петербурге, аспиранты, обучающиеся по очной форме обучения в аспирантуре высших учебных заведений, научных учреждений (организаций), расположенных в Санкт-Петербурге, курсанты военных училищ и кадетских корпусов, расположенных в Санкт-Петербурге, а также курсанты высших учебных заведений Санкт-Петербурга, не имеющие офицерских званий, – по цене не более 40 процентов от стоимости месячного единого (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в Санкт-Петербурге;

учащиеся по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях всех типов и видов, расположенных в Санкт-Петербурге, за исключением обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования – по цене не более 20 процентов от стоимости месячного единого (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в Санкт-Петербурге;

обучающиеся в структурных подразделениях среднего профессионального образования в составе государственных учреждений высшего профессионального образования, расположенных в Санкт-Петербурге, – по цене не более 20 процентов от стоимости месячного единого (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в Санкт-Петербурге;

При этом порядок проезда на пассажирском транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге (трамвай, троллейбус, автобус, метро) для лиц, указанных в настоящем Законе Санкт-Петербурга, устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.

 

 

Заключение

 

Во многих субъектах Российской Федерации приняты законодательные акты, регламентирующие государственную поддержку молодежи и молодежных организаций. Однако необходимо отметить, что законы большинства субъектов Российской Федерации содержат нормы, дублирующие положения Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», поскольку в них предусматривается предоставление следующих мер поддержки, указанных в статьях 6, 10 и 11 данного Федерального закона:

1) информационное обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских общественных объединений;

2) государственная поддержка проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений;

3) финансирование мероприятий по поддержке молодежных и детских общественных объединений.

Кроме того, в ряде случаев нормы, регулирующие предоставление мер государственной поддержки молодежным организациям, а также молодым гражданам (молодежи), носят декларативный характер, поскольку определяют не конкретные меры, а основные направления поддержки (например, в Законе Республики Адыгея «О государственной поддержке молодежи в Республике Адыгея»).

Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений предоставляется в таких актуальных формах, как:

1) предоставление государственного имущества субъекта Российской Федерации в аренду и безвозмездное пользование;

2) проведение ежегодного областного молодежного форума, приуроченного к празднованию Международного дня молодежи, основной целью которого является привлечение общественного внимания к деятельности молодежных и детских объединений;

3) поощрение руководителей, членов и участников молодежных и детских общественных объединений путем награждения Почетной грамотой Губернатора области, Почетной грамотой Областной Думы, Почетной грамотой органа исполнительной государственной власти в сфере молодежной политики.

В законах всех субъектов Российской Федерации предусмотрено, что государственная поддержка не предоставляется:

1) молодежным и детским коммерческим организациям;

2) молодежным и детским религиозным организациям;

3) молодежным и детским общественным объединениям, учреждаемым либо создаваемым политическими партиями.

Кроме того, в законах ряда субъектов Российской Федерации указаны и другие молодежные и детские коммерческие организации, которым не предоставляются меры государственной поддержки.

Обзор подготовлен консультантом Уральского института регионального законодательства Эмихом М.В.

 

* При подготовке обзора использовалась справочно-информационная система «Консультант Плюс».