Государственное учреждение Свердловской области «Уральский институт регионального законодательства» было учреждено Указом Губернатора Свердловской области от 2 июля 1996 года № 240 «О создании государственного учреждения Свердловской области «Уральский институт регионального законодательства» и распоряжением председателя Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 20 мая 1996 года № 24 с целью совершенствования нормотворческой деятельности в Свердловской области, повышения качества ее законодательства.
В Институте была сформирована группа консультантов из высококвалифицированных юристов, в состав Экспертного совета вошли ведущие ученые-юристы Свердловской области.
С 1996 по 2008 год Институт возглавлял Алексей Владимирович Лобашев. С 2008 года - Михаил Викторович Кучин. С 2012 года Институтом руководил Николай Андреевич Воронин.
В связи с истечением 24 февраля 2022 года срока полномочий директора Воронина Николая Андреевича с 25 февраля 2022 года распоряжением Правительства Свердловской области от 24.02.2022 № 57-РП на заместителя директора Сафронова Игоря Юрьевича возложено исполнение обязанностей директора Института временно.
С июня 2023 года Институтом руководит Игорь Юрьевич Сафронов.
На основании Указа Губернатора Свердловской области от 14 октября 2011 года № 904-УГ изменено наименование Института на государственное казённое учреждение Свердловской области «Уральский институт регионального законодательства».
Информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате директора, его заместителей и главного бухгалтера Института размещена в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 2 марта 2017 года № 115-ПП «Об утверждении Порядка размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области, государственных учреждений Свердловской области и государственных унитарных предприятий Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и представления указанными лицами данной информации».
За время своей деятельности Институт оказал существенное влияние на становление и развитие законодательства Свердловской области, его своевременное приведение в соответствие с федеральным законодательством, обеспечил необходимое качество законов Свердловской области. Постоянное сотрудничество с органами государственной власти Свердловской области позволило Институту стать ведущим центром правотворческой деятельности в Свердловской области.
Основным направлением деятельности Института является разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов Свердловской области; большая часть принятых законов Свердловской области разработана сотрудниками Института.
Другим важным направлением деятельности является проводимая Экспертным советом Института правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов Свердловской области и иных документов.
Кроме того, Институт проводит сравнительно-правовой анализ законов субъектов Российской Федерации, на основе которого готовит обзоры законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Также Институт осуществляет правовое консультирование по вопросам, представленным в обращениях депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, высших органов исполнительной власти Свердловской области, администраций муниципальных образований, различных ведомств; готовит ответы на письма председателя Правительства Свердловской области, председателя Законодательного Собрания Свердловской области по правовым вопросам.
Предложения Института составляют основу для формирования плана законопроектной работы Законодательного Собрания Свердловской области на очередной год.
Новым направлением деятельности Института является инвентаризация полномочий субъектов Российской Федерации, предусмотренных в федеральных законах, позволяющая готовить предложения по системному совершенствованию законодательства Свердловской области и более полной реализации в нем правотворческой компетенции Свердловской области. С целью автоматизации этого направления деятельности проводятся работы по созданию информационно-правовой системы «Регион-Закон», внедрение которой позволит получать в оперативном режиме информацию по вопросам реализации Свердловской областью полномочий, отнесенных федеральным законодательством к ведению субъектов Российской Федерации, выявлять пробелы и противоречия, имеющиеся в законах Свердловской области, а также выявлять противоречия в федеральном законодательстве и вносить предложения, направленные на их устранение. В рамках развития системы «Регион-Закон» планируется проведение анализа подзаконных нормативных правовых актов Свердловской области на предмет их соответствия федеральным законам и законам Свердловской области и выявление пробелов в правовом регулировании вопросов, относящихся к компетенции соответствующих государственных органов Свердловской области.
В соответствии с федеральным законодательством Институтом принята Учетная политика (Основные положения Учетной политики) и новое Положение об обработке персональных данных в Уральском институте регионального законодательства.
В соответствии с федеральным законодательством в Институте проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой подготовлен и утвержден отчет от 26 сентября 2019 года. (Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда).